Денисова Римма Дмитриевна

Фотография  
Фамилия имя отчество Денисова Римма Дмитриевна
Дата рождения 1931-01-15
Место рождения С. Мача Чембарский район Пензенская область
Место проживания в момент начала войны С. Мача Чембарский район Пензенская область
Наличие медали «Дети войны» Нет
Самое яркое воспоминание военных лет Во время войны вдруг неожиданно пришел отец. Часть проходила недалеко от Чембара, вот его и отпустили надвое суток, повидаться с семьёй. Два дня пролетели, словно один миг, как не хотелось ему покидать родной дом, тогда он решился на крайность, взял и опрокинул чугун с кипятком себе на ногу: кожа слезла чулком, отец не мог натянуть сапог. Так он остался дома ещё на две недели. Потом Римма с матерью провожала его до села Волчково. Помнит, как ревела и сквозь пелену слёз видела: лицо отца отдаляется всё дальше и дальше бледное и всё ещё улыбающееся одними губами. Конечно, только став взрослой, она поняла, что он делал это для того, чтобы меньше было переживаний у дочери и жены. Лицо отца давно исчезло, остался, виден только лишь силуэт, вдруг пронеслось в голове: а что если она в последний раз видит отца? Ждать всегда тяжело, а ждать с фронта вдвойне…
Дополнительная информация, которую вы хотели бы разместить Когда началась война, Римме было 10 лет. В войну жилось тяжело. Голодали. Картошки хватало только до середины зимы, в основном её берегли для супа. Хлеба не хватало. Учебный год в школе начинался тогда, когда с полей колхоза было всё убрано до последнего зёрнышка. А чтобы убрать, нужно было посеять; а перво-наперво вспахать землицу. Работали все: и стар, и млад, а вот поесть толком ничего не было. У кого была корова, тем было легче, кормились молоком…
В колхозе не хватало рабочих рук и подростков заставляли работать. Сначала Римма работала в поле – полола, мотыжила, убирала сено. В ту пору пахали в основном на быках, да коровах. Запрягала быка, и корову, наравне с женщинами пахала. Страшно было к быку подойти, да деваться некуда. Сеяли вручную, разбрасывая зерно из лукошка или привязанного к одежде фартука.
…Зимой таскала вязанки хвороста из леса или ветлы от речки. Листья с веток обрывали, кормили овец, хворост и ветки рубили и топили ими печь. В лес ходила каждый день и не один раз, много хвороста натаскивала. Да много ли тепла от него? С наступлением весны и женщины и дети топтали кизяки: накладывали вилами навоз в специальный станок и топтали, пока вся эта масса не принимала форму- форму кирпичика, потом изо всех сил хлопали форму о землю, кизяк-кирпичик выскальзывал из формы, а вся оставшаяся жижа летела в лицо и на одежду. Кизяки нужны были, чтобы топить зимой печку.
Вот оно военное детство. И ни одного слова об играх. Не до игры было, к дети тянули лямку наравне со взрослыми. Война осталась для них не только историей, а конкретной реальностью, повседневностью. Конечно военные годы тяжелее и беднее нынешних. Однако в то время были и свои радости. Пусть носили бедную и невыразительную одежду, но никто не придавал этому большое значение. Огромную радость испытывали от писем с фронта. В нашем Пензенском крае, в годы Великой Отечественной войны не было военных действий, линия фронта не приближалась, но, война, была главным событием в жизни каждого человека от мала до велика и, где бы он не жил, всё было для Победы, всё было для фронта… Т. Шебурова, дочь Денисовой (Рожковой) Р. Д.
Категория Дети в тылу