Турков Николай Романович

Фотография  
Фамилия имя отчество Турков Николай Романович
Дата рождения 1931-12-21
Место рождения Пензенская область,село Нижнее Аблязово
Место проживания в момент начала войны село Нижнее Аблязово
Наличие медали «Дети войны» Нет
Самое яркое воспоминание военных лет Моему дедушке Туркову Николаю Романовичу было 10 лет, когда началась война….
Его отец, мой прадед Роман Ефимович Турков, житель села Нижнее Аблязово, прошедший гражданскую войну, был отцом большого семейства. Восемь детей, из них только двое мужчин-«кормильцев»: Николай и Сергей. До сих пор семейная легенда передает ту большую радость, когда после «шести девчонок» в 1931 году свету явился богатырь, нареченный в честь святого Николая чудотворца.
В деревнях про таких до сих пор говорят: «срушным родился». Маленький Коля не по годам рос смышленым и рукодельным. Все умел, до всякого дела был « охоч да прилежен». Отец в нем души не чаял. Моего прадеда, Туркова Романа Ефимовича, на деревне считали признанным сапожником, недаром «улишная фамилия» у него была «Роман-баретка». В то время считалось обычным явлением присваивать общим миром «народную фамилию», которая наиболее точно отражала сущность человека.
Все свои уменья прадед Роман старался привить старшему сыну.
Когда началась война, прадеда призвали на фронт, а десятилетний мальчик Николай остался в семье за старшего. Пришлось в одночасье взрослеть и принимать ответственность за мать, шестерых сестер и младшего брата, которому едва исполнилось 4 года. Вся тяжелая мужская работа по дому была на дедушке. Он помогал матери пахать огороды, рубить дрова, чинить избу. Когда в хозяйстве сдохла лошадь, стал пахать землю на быке. Несмотря на заботы по дому, хотелось приносить пользу фронту. Вот тогда-то и попал Николай в артель «Борец за качество» по пошиву сапог для фронта.
История данной артели уходит корнями в тридцатые годы 20 века. В Кузнецком культурно – выставочном центре мне удалось установить, что в это время в городе Кузнецке была развита кожевенная промышленность, существовало три кожевенных завода и красильная мастерская. При одном из заводов была даже «школа для детей, где дети обучались кожевенному производству».
Когда началась война, фронту понадобилось большое количество обуви. Тогда-то и было принято решение: открыть филиал артели в селе Нижнее Аблязово Кузнецкого района. В колхозе «Верный путь» Нижнеаблязовского сельсовета был оставлен по брони Николай Анисимович Баринов и назначен мастером филиала. В его доме, который сохранился до сей поры, разместилась сапожная мастерская. Со слов дочери, Анны Николаевны Красновой, которой в ту пору было семь лет, передняя изба дома была переоборудована, и в центре установлен верстак. Из местных детей отобрали самых крепких и выносливых. Работа с кожей — очень нелегкое занятие, требующее усидчивости. Не каждый взрослый выдержит этот монотонный и тяжелый труд. В числе работников артели, наряду с моим дедом, были жители села Нижнее Аблязово: Чучлов Петр, Баринов Василий, Седачев Иван, Седачев Владимир, Колачев Виктор. Всем им было от десяти до четырнадцати лет. Два работника, Бардин Анатолий и Королев (имя не удалось установить) приходили из соседнего села Старое Шаткино Камешкирского района. Рабочий процесс был налажен четко: из города на лошади привозили крой, в город увозился готовый товар. Норму нужно было «давать» несмотря ни на что. Поблажек детям не было. Да они и сами понимали, что именно от них зависит, будет ли их отцам и дедам удобно идти по фронтовым дорогам.
Артель «Борец за качество» в селе Нижнее Аблязово просуществовала до 1946 года. После войны производство свернули. Уже в мирное время мой дед, Турков Николай Романович, получил несколько медалей как участник трудового фронта. Более того, в трудовой книжке был обозначен период работы в артели. В 10 лет началась его трудовая биография. Из-за работы он не смог продолжить обучение в школе. Победа была важнее! Он закончил всего четыре класса средней школы. Впоследствии стал уважаемым человеком: всю жизнь он трудился водителем на автобазе Райпотребсоюза, развозил по деревням Кузнецкого района необходимые товары. В 1980 году был награжден орденом «Знак почета».
Сапожные навыки, полученные от отца и доведенные до совершенства в артели «Борец за качество», он пронес через всю жизнь. Починка обуви была любимым занятием деда. Соседи и родственники несли Николаю Романовичу сапоги и валенки. Отказа не было никому. У нас дома до сих пор сохранились некоторые его сапожные инструменты.
Когда дедушка Коля умер, мне было 3,5 года. Но я хорошо знаю по рассказам моей мамы, какое у него было чувство юмора, каким душевным и общительным человеком он был. Очень любил петь, обладал красивым, сильным голосом. Будучи на пенсии, занимался общественной работой в Районном Совете ветеранов.
Я горжусь его трудолюбием, самоотверженностью и преданностью любимому делу! В военные годы такие, как он, мальчишки и девчонки, мои сверстники, ковали победу своим ратным трудом. «Все для фронта! Все для победы!»- этот лозунг военного времени как нельзя лучше оправдывает голодное детство, тяжкий труд, неполученное образование…. Цена всех лишений — Победа! Одна на всех! На деда Колю, который трудился в тылу, на прадедушку Алексея Афанасьевича Кеньшова, попавшего в плен под Луганском и чудом воскресшего из числа «без вести пропавших», на прадедушек Егорова Ивана Герасимовича и Кулькова Ивана Логиновича, прошагавших всю войну. Один был на Южном фронте, другой — на Белорусском. Боевой и ратный вклад в Победу каждого из них, как и миллионов других россиян, неоценим.
Я горжусь своими родственниками и стараюсь быть достойным их памяти!
Дополнительная информация, которую вы хотели бы разместить Мой дедушка умер в 2007 году и имел статус труженик тыла.У нас сохранилась его трудовая книжка.Первая запись в ней появилась,когда ему было 10 лет