Юлоськова Клавдия Петровна

Фотография
Фамилия,

имя, отчество

Юлоськова Клавдия Петровна
Дата рождения 1939-01-14
Место рождения

(область, населенный пункт)

Пензенская область, Сердобский район, с. Мокшан
Место проживания на момент начала войны Пензенская область, Сердобский район, с. Мокшан
Наличие медали «Дети войны» нет
Самое яркое воспоминание

 военных лет

      Зашла соседка и сообщила, что отец вернулся с войны, он уже в деревне. 
      Отец был в белом военном тулупе. Поначалу дети забились на печке в угол, застеснялись. Клавдия отца не помнила, когда он уходил на фронт, ей было только 2 года.
      Он разделся, сел за стол, позвал всех детей. Осмелев, они залезли к нему на колени. Все получили гостинцы: конфеты, мелкие игрушки. Отец привез материал, из которого сшили платья. Он стал работать в колхозе трактористом, в доме появился хлеб. 
      С войны возвращались и другие фронтовики. Всем хотелось мирного труда.
Дополнительная информация, которую вы хотели бы разместить Когда началась война, ей было всего 2 года. Жизнь в деревне была очень тяжелой. Все взрослые работали. Работали и женщины, у которых были маленькие дети. 
      Клавдия с сестрами часто были предоставлены сами себе. Им всегда хотелось есть. Весной и летом еще выручал большой сад. Едва появившиеся яблоки обдирали полностью, даже сучки на деревьях становились светлыми от постоянных лазаний по ним. Ели ранний крыжовник. Помидоры и огурцы не сажали, не было изгородей. 
      Ее мама топила печку соломой, сухим навозом или сделанными из него кизяками, которые сушили все лето. В иное время приходилось и рубить вишню для растопки. Дети радовались, когда мать подавала на печку на противне картошку с капустой. Иногда за работу давали немного зерна, да еще собирали в поле колоски. Их шелушили, затем сушили в печке и мололи на жерновах. Клавдия Петровна помнит, что очень тяжело было крутить большой камень, они это делали со старшей сестрой Надей. А другая сестра, Валя, толкла в ступе просо, из него варили суп. Просо сеяли около дома. Дети пололи его и караулили от воробьев. Когда удавалось смолоть немного муки, пекли хлеб. Готовили его так: муку смешивали с тертой картофельной кожурой. 
      Очень нелегко было натереть картофель. Терка представляла собой железный лист, натыканный гвоздем. Часто руки стирались до крови. Оставшуюся картошку варили в печке в чугунке. В печке стоял подтопник, на который ставили хлеб для выпечки, а вокруг него чугуны. Иногда пекли лепешки из муки и мерзлой картошки. Получались такие лепешки синими и жесткими. Мерзлую картошку мать собирала осенью после уборки колхозного поля. 
      В доме зимой было всегда холодно. Можно сказать, что жили на печке. Не было обуви. В теплое время года ходили босиком, а зимой на всех детей были одни валенки. На улицу ходили по очереди. 
      «Убранство» избы было убогим. На окнах и на божничке в переднем углу висели шторы из газеты. Старшая сестра была мастерица вырезать в них узоры. В избе стоял деревянный стол, вдоль стены — лавка и сундук. Еще была кровать с матрацем, набитым соломой. 
       Много было насекомых-паразитов. На печке ночью очень кусали клопы, которые днем прятались в трещинах на потолке и между кирпичами. Никого особо не удивляли вши. Были они и в голове, и в швах одежды. Избавлялись от них так: на металлический противень клали белье и ставили его в печку прожаривать. Эту процедуру проводили время от времени. 
      Маленькие дети спали в зыбках, которые вешали на печке, так как дома было холодно. Матери Клавдии Петровны было очень тяжело работать и кормить детей. Вот наступила, наконец, долгожданная Победа — 1945 год. Стали ждать отца с фронта. Было это осенью 1945 года. Дети сидели на печке. В избе горела лампадка, подвешенная к потолку. Копоть тонкой веревочкой велась от нее вверх. На печке сушится конопля для изготовления ниток…