Герцик-Ройзен Эмма Ильинична

Фотография
Фамилия имя отчество Герцик-Ройзен Эмма Ильинична
Дата рождения Март  1929 год
Место рождения

(Область, населенный пункт)

Московская область город Загорск
Место проживания в момент начала войны Московская область город Загорск
Наличие медали «Дети войны» нет 
Самое яркое воспоминание

 военных лет

 

В октябре 1941 года немцы подошли очень близко к Загорску. Учебный год начался, но уроки прерывали звуки сирены, голос радио предупреждал: «Воздушная тревога, воздушная тревога!» Нас, учеников, выводили из классов второго этажа школы в подвал. При сигнале «отбой» мы возвращались в класс. По воскресеньям выезжали в район (кажется, Дмитровский), помогали рыть траншеи. С нами была Анна Алексеевна Игнатова, она не умела обращаться с лопатой, мы старались ей помочь. Учительница по немецкому языку, который мы начали изучать в пятом классе, была превосходной. За три года обучения у нее я получила знаний больше, чем далее, обучаясь в восьмых-десятых классах и в институте. На чердаке школы № 1 были ящики с песком, щипцы для зажигательных бомб. Дети войны — дети Победы Сборник воспоминаний. Часть II Дети войны — дети Победы Сборник воспоминаний. Часть II 96 97 Нам показывали, как надо с ними бороться, тушить (когда дежурили на чердаке). На территории у вокзала, у пакгауза, стояли зенитки, которыми управляли девушки. Было несколько бомбежек района вокзала, не очень разрушительных. Я жила на 1-й Рыбной улице, дом № 52. За огородами — три семьи, соседи выкопали траншею, на случай бомбежек, обстрелов. В эвакуацию наша семья не собиралась: мама работала в детском саду, папа на фронт был не годен (туберкулёз легких), а я собиралась пойти в партизаны, если немцы придут в город. И очень жалела, что еще очень мала, чтобы воевать. Уже в шестом классе, зимой, нас возили в район станции «Ашукинская» — на расчистку дороги от снега, от шоссе к лесу, где находились дрова для школы. Мы два-три раза ездили в лес, где нас научили валить лес. На троих человек (три девочки) была какая-то норма в кубометрах. Мы ездили с пилой, топорами. С поваленных деревьев мы обрубали ветки, затем стволы пилили на отрезки определенной длины и складывали их в штабеля. Помню, что некоторое время, может быть один год, в на- шей школе жили дети из Польши. Они занимали первый этаж в школе, а мы учились на втором этаже. Мы все время работали: осенью копали картошку, летом ворошили сено, собирали грибы и папоротник (для медицинских целей). Классным руководителем у нас была Нина Ивановна Волкова. Под её

руководством мы собирали посылки на фронт — кто что мог (кисеты, варежки, носки). И обязательно писали письма, на которые бойцы нам отвечали, спрашивали, как мы учимся, просили прислать фотографии. Сколько было радости, когда наши войска освобождали какой-либо город. Помню, как Мария Николаевна (математик) вбежала в класс с возгласом: «Киев взят!» В школе было тепло, в пальто не сидели, чернила не замерзали, как в некоторых школах. На большой перемене староста класса ходила с под- носом, на котором для каждого лежал маленький кусочек черного хлеба, а позднее, и пол чайной ложки сахарного песка. В школе во время войны не было уроков физкультуры, но были уроки военного дела: строевая подготовка, метание гранат (на стадионе «Спартак»), изучение винтовки (собрать и разобрать). Всё это делали с интересом мальчики, а мне это не нравилось. Преподаватели были бывшие военные, наверное, из рядового состава, после ранений. У нас была собака по кличке Марс — немецкая овчарка, которую за- брали на фронт подрывать немецкие танки. Ночью 45-го года, часа в три по радио я услышала, как было объявлено, что немцами подписана безоговорочная КАПИТУЛЯЦИЯ! Три дня ликования! Три дня не учились! Солнечная, теплая погода! Победа! Долгожданная победа!

Дополнительная информация, которую вы хотели бы разместить