Гриценко Валентина Васильевна

Фотография  
Фамилия имя отчество Гриценко Валентина Васильевна
Дата рождения 1939-06-14
Место рождения д. Семёновка Крапивинский район Кемеровская область
Место проживания в момент начала войны д. Семёновка Крапивинский район Кемеровская область
Наличие медали «Дети войны» Нет
Самое яркое воспоминание военных лет Когда началась война, мне ведь всего 2 года было. Что я тогда запомнить могла… Отца на фронт забрали, он всю войну прошёл. Но я ведь не понимала, что война идёт. Но, кажется, помню себя совсем маленькой. До войны нас, детей, в семье было двое. В сентябре 1941 уже без отца родились у нас двойняшки: Фая и Катя. Старшая сестра Шура с 1938 года. Вот, кажется, с рождения двойняшек и помню себя. Мамы дома никогда не было, и мы с Шурой «воевали» с двойней сами, как умели. С нами бабушка ещё жила, но и она забегала домой ненадолго (при конторе работала, бегала по деревне с разными поручениями), нажуёт, бывало, чего-то в тряпицу и двойняшкам, чтоб не плакали. А мы уж с Шурой за ними присматривали. Мама в поле всё время работала. Летом день длинный, так мы с деревенской разновозрастной ребятнёй ходили по пыльной дороге матерей встречать. Как услышим песню, туда и сворачиваем. Пели они, женщины, всегда. А на обратном пути можно было самым маленьким ещё и на подводе доехать. Недалеко от нашего дома ток колхозный был. Так малышня и там паслась. Не разрешали туда ходить, но мы всё равно ныряли. Насыпали горсточку зерна в кармашек да убегали, чтоб не видел никто. А потом жевали это зерно, лакомство ещё то! Осенью на колхозное поле за колосками бегали, их ведь тоже нельзя было себе-то забирать. Но мы-то маленькие, какой с нас спрос. Да и спрятаться нам от объездчика просто было. Осенью ещё картошку мёрзлую дорывали, когда за колхозным полем уже никто не смотрел. А мама нашу добычу намочит, почистит, перетрёт и оладьи «картошечные» у нас были. Помню, мама заболела очень, простыла, долго и надрывно всё кашляла. Бабушка выменяла чего-то на нутряное барсучье сало. Топила его, и мама поправилась. А выжарки от этого сала нам достались. Всё бы хорошо, только уж больно вонючее то сало было. Но мы ели, тем более что бабушка уверяла, что если не будем есть, так же заболеем как мама. Вообще у нас и корова была. Зимой жила прямо с нами в доме. Так мама кормилицу от волков спасала. Много их тогда что-то было, нападали на домашний скот и загрызали насмерть. Куры под печкой русской жили. Вроде сытно должно было быть, но и молоко и яйца сдавать надо было. Себе-то ничего и не оставалось. Помню, как мама наказывала нам не брать яиц, потому что к сдаче они лежат. Так что голодно было шибко. А как-то мама поросёнка завела, так в подполье его держала, а кормила лошадиным навозом. К Пасхе корову на улицу выгоняли, скребли да отмывали всё в дому. Я и сейчас к Пасхе весь дом отмываю так, как тогда в детстве, каждый уголочек.
Помню, как на войну провожали маминого младшего брата Колю (Мясоедов Николай Алексеевич 1927 г.р.). Я сидела на подоконнике, подъехал Коля на лошади и сказал, что получил повестку на фронт. В 43 это было, и мне уже 4. Как же все плакать давай! И я тоже! Вот тогда, может, я и начала понимать, что какая-то война идёт и много горя кругом от неё. Ведь про войну только все и говорили. Коля так и не вернулся с войны, погиб…Теперь в Семёновке на памятнике есть и его фамилия.
Помню сообщение о Победе! Потому что вся деревня кричала. А поздно вечером мама принесла из конторы в платке кашу пшённую. Какая же она вкусная была, та победная каша!
Отец наш с войны вернулся только в 46-ом! На фронте боеприпасы на передовую возил, шофёром был. И ведь до Берлина до самого дошёл! Пришёл весь израненный, ноги ходить отказывались. Целый год болел. Только потом как-то на поправку пошёл. Помню, как мы неслись с мамой по деревне в тот день, как он вернулся. Были у деда, прибежала бабушка с криком: — Чего сидите, отец с войны пришёл! Кинулись на него, целовали… Он потом нам про телевизор рассказывал, говорил, что это ящичек такой, на портрет походит, только двигается и говорит в нём всё.
Шесть мне было, как война кончилась, а детство, кажется, закончилось раньше…»
Дополнительная информация, которую вы хотели бы разместить  
Категория Дети в тылу