Кривошеина Лира Дмитриевна

Фотография  
Фамилия имя отчество Кривошеина Лира Дмитриевна
Дата рождения 1937-11-23
Место рождения село Чарышта Кузедеевский район Кемеровской области
Место проживания в момент начала войны село Чарышта Кузедеевский район Кемеровской области
Наличие медали «Дети войны» Нет
Самое яркое воспоминание военных лет Отец ушёл на фронт в 1941. Дмитрий Пантелеевич Арапов, мой отец, после окончания Сталинского педагогического института работал в Чарыште учителем математики. Погиб в июле 1941, подорвался на мине, сапёром был… Мои родители познакомились в Чарыште, отец местный, а мама приехала по распределению. Мама моя, Зинаида Матвеевна, — учительница начальных классов. Я у родителей была единственной дочерью, мама так и прожила одна??После известия о гибели отца мы с мамой переехали к бабушке на Мереть. Тогда это был Беловский район. С этого времени себя и помню…
Жили в «в пеньках» по улице 9 января. Школа находилась в большом бывшем кулацком доме на горке, недалеко от нашей улицы. Мама там и работала, а я закончила 4 класса, пошла учиться с 6 лет в 1943. Света во время войны на Мерети не было, мама с коптилкой по вечерам тетради проверяла. Много в деревне было эвакуированных и из Ленинграда, спецпереселенцев, среди которых корейцы и немцы с Поволжья. А детей сколько было! Вместе росли, играли. Очень много попрошаек тогда бродили, хоть что-нибудь просили из еды. На Мерети был колхоз «Страна Советов». Моя бабушка прямо дома во время войны хлеб пекла для колхоза. А за огородом у нас был колхозный птичник, там мы с ребятишками в нашей картошке всегда яйца находили. Немного, конечно, но находка! В лесу на пасеке мой прадед работал, иногда чуть-чуть мёда давал, нельзя есть-то, на фронт отправляли. У нас и корова была, но молоко на молоканку тоже сдавали. Чтобы сено привезти для себя, в колхозе лошадь можно было взять, но только ночью. Сено косили возле Грамотеино. Почему-то меня тоже всегда с собой брали на эту ночную работу. Бабушка в колхозе работала, помню, как утром ещё по темноте бригадир её с нашей улицы кричал: «Прасковья, на работу!» Женщинам колхоз выдавал шерсть. Помню, как они у нас собирались, пряли её, а потом вязали носки и рукавицы для фронта. А ещё из колхозного мяса женщины зимой пельмени лепили, морозили, и тоже это забирали для фронта. На старом кладбище шахта была. Работали тогда одни женщины почти, потом и немцы. В шахтовую мойку женщины носили воду прямо из речки на коромыслах. За рекой узкоколейка была, к ней коногоны уголь возили на лошадях. И тоже женщины. Шахта тогда называлась «Карелинская», это уж потом стала называться «Третья», «Пятая»… Кстати, мы уже тогда знали, что Мереть наша старая очень. Говорили, что лет 300 ей уже! Хорошо запомнила Новый год в 1 классе! Откуда-то конфеты появились, беленькие такие, продолговатые! Ох, и вкусные!
Когда я перешла в 5 класс, мы переехали на Красную Горку. Там нам с мамой квартиру дали. На совещания всякие мама в Белово ездила, а я всегда за неё переживала. Мы, дети, всегда много работали: то колоски собирали всем классом и сдавали, то картошку садили, пололи и копали, то овечек пасли. Сахарной свеклы садили тогда много, на сахар перерабатывал её колхоз. А мы помогали обрабатывать.
9 мая, конечно, помню! Ещё с утра на уроке моя подружка в классе сказала: «Зинаида Михайловна, а ночью по радио говорили, будто войне конец». Мама тогда промолчала. А потом мы с ней картошку садили, и по радио на всю Красную Горку объявили: «Победа!!!!».
Трудно войну пережили, но со мной рядом всегда мамочка была. И это счастье, которое никогда не забуду!!!»
Дополнительная информация, которую вы хотели бы разместить  
Категория Дети в тылу