Нугаева Лямия Мусиновна

Фотография  
Фамилия имя отчество Нугаева Лямия Мусиновна
Дата рождения 1943-05-16
Место рождения с.Усть-Уза, Шемышейский район, Пензенская область
Место проживания в момент начала войны г. Тихвин
Наличие медали «Дети войны» Да
Самое яркое воспоминание военных лет Воспоминания о жизни в блокадном городе Тихвин Ленинградской области.
Маленькой девочкой Лямия приехала в Тихвин перед войной.«Радости не было границ, когда нам мама объявила, что мы уезжаем жить в большой город, рядом с самим Ленинградом — в Тихвин, — вспоминает Лямия Нугаева. — Из разговоров взрослых я поняла: едем за счастьем!».

Отец сельчанки умер еще в 1939 году. В Тихвине жила семья дяди. Он работал на лесопилке и зарабатывал хорошие деньги, поэтому решил забрать к себе сестру и пятерых ее детей.

«Я росла смелой девочкой и на полные страха слова соседки: «Немцы в Тихвине!», ответила гордо: «Мамы дома нет, поэтому я их домой не пущу!» Но с первой же бомбежки поняла: это, наверное, и есть ад, в котором жарят людей (так рассказывал нам про тот свет парень из деревни). Ни в каком фильме не могут показать достоверно это страшное зрелище: оглушительные разрывы, неимоверный шум, дребезжание стекла, а после — море огня, которое постепенно стихает, дым, который приникает всюду».

«Мы жили недалеко от леса, и пять семей решили бежать от немцев в лес, — продолжает рассказ Лямия Мусиновна. — Помню, долго бежали. Обернулись: нет племянника. Искали долго. Оказалось, он вернулся за игрушкой — самодельной хлопушкой. Бомбили, и его оглушило. Мы вернулись, а деревянного общежития, где мы жили с моими новыми друзьями, не было».

Страшные картины войны часто являются пожилой женщине во сне.

«Поодаль от руин лежала моя собака. Я ее тормошу, удивляюсь: почему не дышит? Слышу, кто-то говорит за спиной: «Уберите от ребенка мёртвую собаку».

«Мы бежим, рядом вода. У тети на руках грудной ребенок. Начали бомбить. Не знаю, от чего, наверное, от горящего осколка — загорелось детское одеяло. Тетя в растерянности бросила горящего ребенка в воду, скорее всего, чтобы спасти от огня. Но, придя в себя, заметалась в истерике от осознания того, что ребенок тонет. Его спасли, но по дороге домой, в Туле, он умер. Долго стоял во мне крик тети: «Нет! Не дам!», когда на станции стали забирать мертвого ребенка».

Семья Лямии Мусиновны была эвакуирована на родину. На родине во время войны также было несладко. Ели лебеду, ходили за мерзлой картошкой в соседнее село Безводное, из которой пекли крахмальные блины. Выживали как могли. Много работали вместе с родителями, наравне со взрослыми, брались за все, что можно было, чтобы как-то пережить военное время.

После войны Лямия Нугаева также продолжала много работать. Вышла замуж, вырастили с мужем троих детей, помогали растить четверых внуков. Сейчас радует ее своими визитами самый младший член семьи — правнук. Жизнь продолжается.

Дополнительная информация, которую вы хотели бы разместить Жительнице села Усть-Уза вручена народная медаль «Дети войны» (2016г.)
Категория Дети блокадного Ленинграда