Полюхина Валентина Михайловна

Фотография  
Фамилия имя отчество Полюхина Валентина Михайловна
Дата рождения 1935-10-09
Место рождения г. Ленинград
Место проживания в момент начала войны г. Ленинград
Наличие медали «Дети войны» Да
Самое яркое воспоминание военных лет Великая Отечественная война – одно из самых ужасных событий, выпавших на долю русского народа. Война оставила последствия для жизни целого поколения. В годы Великой Отечественной войны испытывали страдания и взрослые, и дети.
«Дети и война — нет более ужасного сближения противоположных вещей на свете», — написал Твардовский  в одном из своих очерков.
Каждому знакомо понятие «дети Великой Отечественной войны». Но дело только ли в дате рождения? Вовсе нет. Их воспитала война.
Всего 6 лет… Всего 6 лет тогда было Полюхиной Валентине Михайловне. Ученики нашей гимназии отправились к ней в гости, чтобы узнать как можно больше о страшных днях Ленинграда.
Родилась она 9 октября 1935 года в городе Ленинград, в семье Глуховой Евдокии Игнатьевны и Глухова Михаила Михайловича. Они жили в коммуналке на 2 семьи. Всё было хорошо, но в одночасье всё изменилось. Началась Великая Отечественная война. Все ленинградцы встали на защиту города.
По словам Валентины Михайловны, её отец был хорошим мастером по импортным станкам, но в конце 41-го года ушел добровольцем (как говорили тогда, ополченцем) на войну и уже в 42-ом погиб. С фронта семья получила от папы лишь одно письмо. Только спустя много лет удалось узнать, что похоронка отца пришла слишком рано. Он еще долго воевал на фронте, попал в плен, где был убит. Валентина Михайловна осталась с матерью, жили они в Ленинграде. В начале сентября 1941 года, бросив в бой огромные силы, фашисты подошли к городу и отрезали его от всей страны. Началась блокада. И не согнулись они под этой тяжестью, стали сильнее духом, мужественнее, выносливее. Мы задали Валентине Михайловне несколько вопросов.
— Сколько Вам было лет, когда началась блокада?
— Мне было 6. Мама рассказывала, что есть я не просила, а вставала на коленки, опускала голову на кровать и стояла часами так…но есть не просила. За водой мама уже не ходила, она лежала. Я ездила с бидончиком на санках в прорубь.
— А почему она лежала?
— С голода… У неё иссякли силы. А потом она начала умирать. Напротив нашего дома была фабрика по изготовлению музыкальных инструментов, потом там был госпиталь. В госпитале работала какая-то наша знакомая. Мама послала меня за ней. Она меня ей, так сказать, отдала. И эта знакомая нас, можно сказать, спасла. Она работала в госпитале медсестрой, стала понемногу приносить что-то из медикаментов. Моя мама встала на ноги и устроилась в госпиталь санитаркой и всё время брала меня с собой, потому что были в наш дом прямые попадания бомбами. Однажды, я была одна дома, лежала на кровати и от удара упала, сломала правую руку и ключицу. И после этого мама не стала оставлять меня одну дома. А в госпитале я пела и танцевала перед ранеными за кусок сахара, за кусочек хлебца. И вот так вот мы жили до 43-го года…
Не было топлива. Замерло электричество. Начался голод. По Ленинграду ходила смерть. Дома рушились от обстрелов. Люди погибали в домах и на улицах.
Когда Валентина Михайловна приезжала к нам в гости, в нашу гимназию, нам раздали по маленькому кусочку хлеба в 125 г.
Этим мы питались в Ленинграде. И то это было не каждый день, потому что мама старалась поддержать меня, ребенка и отдавала мне… Сил у неё не было. – пояснила Валентина Михайловна.
Но самое страшное воспоминание касается зимы 1942 года. Однажды мама выменяла на рынке дорогое драповое пальто на холодец. Вся семья собралась за столом в ожидании своей порции. Но какого было удивление всей семьи, когда мама выкинула холодец в окно без объяснения причины. Только спустя несколько лет мама рассказала правду. Оказывается в холодце она заметила человеческие ногти.
Но несмотря на страшный голод, им удалось выжить и эвакуироваться. Поселились они у сестры Евдокии в селе Головинщино Пензенской области. Всё село пришло посмотреть на них, как на чудо. В дом их вносили лежа, потому что они были очень слабые, сильно выпирали кости. Вскоре они оправились. Мама Валентины Михайловны работала в хлебном ларьке, а она сама пошла в школу.
У Валентины Михайловны трое детей, шесть внуков, семь правнуков. В Санкт-Петербурге есть традиция: в день освобождения Ленинграда зажигать в семь часов вечера свечу, отдавая дань памяти тем, кто погиб в эти страшные годы. В семье Валентины Михайловны эта традиция живет уже много лет. В день освобождения Ленинграда от блокады она всегда зажигает свечку.
Валентину Михайловну, её маму наполняли смешанные чувства, когда они узнали о победе советского народа в Великой Отечественной войне. Во-первых – это радость. Радость за свой народ! Но при всём при этом они с мамой уже знали, что отец погиб, и уже не будет как раньше.
В заключении хочу сказать, что можно много говорить о детях войны, об их детстве, которого не было. Можно привести не один пример мужества наших сверстников, но я думаю, что и этого будет достаточно, чтобы показать, что и через много лет память о героях войны будет жить. Люди должны помнить об этом, чтобы ни одному взрослому, ни одному ребенку не пришлось бы больше пережить то, что пережили люди во время блокады и во время Великой Отечественной войны.
Дополнительная информация, которую вы хотели бы разместить Снят фильм. Ссылка: https://youtu.be/oHwKfcHsgCk
Категория Дети блокадного Ленинграда