Суркова (Павлинич) Анна Петровна

Фотография  
Фамилия имя отчество Суркова (Павлинич) Анна Петровна
Дата рождения 1941-08-28
Место рождения деревня Игрушка Ояшинского района Новосибирской области
Место проживания в момент начала войны деревня Игрушка Ояшинского района Новосибирской области
Наличие медали «Дети войны» Нет
Самое яркое воспоминание военных лет Мои родители – Петр Касьянович Павлинич и Надежда Селивеевна — родом из Белоруссии. В голодном 1928 году они переселились в Сибирь и вместе с другими переселенцами «срубили» деревню, которую назвали Игрушка.
Уже 1 сентября 1941 года моего отца мобилизовали в действующую Красную Армию. Я никогда не видела его. Но он успел дать мне имя и зарегистрировать, а еще наказал маме: «Береги маленькую – она тебе больше других пригодится». Мама мне часто это говорила.
Войну не помню, но бережно храню то, что связано с военной судьбой отца: единственную фотографию с фронта, единственное сохранившееся письмо с фронта от 18 августа 1944 года. Это, очевидно, было последнее. По свидетельству другого документа – извещения из военкомата Мошковского района Новосибирской области – рядовой Павлинич Петр Касьянович умер от ран, находясь на фронте, 16 сентября 1944 года и похоронен в Латвии, о чем имеется запись в Книге Памяти Новосибирской области, том 8.
Есть еще два фронтовых письма и почтовая карточка, адресованные маме, от некоего Брегера Якова Иосифовича, сослуживца отца (полевая почта 63445 «а»). В письме от 17 января 1945 года он сообщает, что воевал с нашим отцом два года, что тот был ему как отец, «живой и храбрый», обещает отомстить за него.
До 1952 года мы с мамой (нас было четверо детей) жили в Игрушке. Было голодно, особенно в один год, когда мама тяжело заболела. С этого момента хорошо помню себя. Помню, как ходили на другой конец деревни, где жили родственники, хоть за каким-нибудь кусочком. Но кусочек и там был для нас не всегда. А произошло вот что. В Игрушке, где жили одни белорусы, традиционно садили картошку. Чтобы сохранить ее, копали яму, похожую на крынку. Перед тем, как заложить на хранение картофель, яму прожигали. Однажды мама разожгла на дне своей ямы костер, а когда выбиралась обратно, сорвалась и упала прямо в него. Ее спасли мы. Едва вытащили, но мама сильно обожглась. Всю зиму не вставала. А вообще, мама моя, Надежда Селивеевна Павлинич, 1903 года рождения, прожила довольно длинную жизнь – 86 лет. А еще у нее совпали день смерти и рождения – 27 сентября. Она не знала грамоты, но в деревне называли ее «Прокурором» – за мудрость и правдолюбие. Помню, что у нас в доме всегда были люди, которые приходили за советом.
Мы всегда жили большой дружной белорусской семьей.
До сих пор родственники, где бы ни жили, очень дорожат друг другом. «Каждый из нас стоит как бы на плечах своих предков», – я так всегда говорю. Мама моя так и хранила верность нашему отцу, растила нас и гордилась тем, что дала нам всем «хоть кусочек здоровья».
Дополнительная информация, которую вы хотели бы разместить  
Категория Дети в тылу