Тарабанова Любовь Александровна

Фото  
Фамилия имя отчество Тарабанова Любовь Александровна
Дата рождения 01.11.1937 г.р.
Место рождения

(Область, населенный пункт)

город Магнитогорск
Место проживания в момент начала войны город Магнитогорск
Наличие медали «Дети войны» есть
Самое яркое воспоминание

 военных лет

 

 

 

 

 

  Моего отца расстреляли 7 ноября 1937 года, как «врага народа» — по 58-й статье. В 1956 году он был реабилитирован.

Отец был доменщиком. Запускал Первую доменную печь в Магнитке. 1 февраля 1932 года был выдан первый чугун Магнитки. Отец имел много почетных грамот. Был участником съезда стахановцев в Кремле в 1935 году, куда он ездил вместе с мамой. Была фотография, где Орджоникидзе выручает ему почетную грамоту, но при аресте фотографию забрали в НКВД.

После ареста отца, 21 августа 1937 года, маму вместе с 6-летним сыном и беременную мной сразу же выселили из квартиры.

Что я помню о войне?

Помню синюю лампочку и заклеенные накрест окна. Постоянно хотелось есть. Хлеба не было, была одна картошка, вареная или толченая (мятая). Из мятой картошки мама делала «лепешки» и на плите поджаривала без всякого жира. Был большой праздник, если мама жарила картошку на рыбьем жире с добавлением водички.

С весны до осени я (как и все ребятишки) бегала босиком. Рвали всякую траву и ели «калачики», «заячью капусту», «дудки», стебли пырея. Из ягод был паслен – очень сладкий (мы называли его «бзника»).

Игрушек никаких не было, ни одной куклы. Играли в «секретики» — со стеклышками, собирали на улицах обертки от конфет (это называлось «фантики»).

Когда я пошла в школу, то была очень маленькая по росту (в строю третья от конца). В школе нам давали узкий тонкий кусочек черного хлеба и пол-чайной ложки сахара. Он был желтого цвета и сырой. За чай у нас был кипяток. Чем горячее – тем лучше «чай». О заварке я не имела понятия.

Иногда мама где-то добывала жмых и давала по кусочку. Если его долго жевать, то во рту его становилось много и вкусно.

Еще я помню, что писала на полях газет, так как не было бумаги.

Вместо портфеля была сшитая мамой сумка в виде мешка-торбы. Чернильницу носили в маленьких мешочках. Пока дойдешь до школы, чернила замерзали. Доливали их в классе.

Училась я хорошо, каждый класс оканчивала с похвальной грамотой – все семь лет. Мне было все очень интересно, очень нравилась учеба и к тому же у меня была хорошая память. 

Была октябренком, потом пионером, звеньевой. Давали клятву при приеме в пионеры. Пели в хоре песни. Когда пели «Орленок», я всегда плакала. Учили стихи, в которых благодарили Сталина за наше счастливое детство.

 

Дополнительная информация, которую вы хотели бы разместить Несмотря на отличную учебу, в 8-й класс я не пошла. Мама сказала: «Поступай в техникум, там дают стипендию, и экзамены сдавать не нужно, так как у тебя похвальная грамота». Я послушалась. В техникуме мне все нравилось. Стало получше с едой. Я выросла сразу в один год, вымахала до 164 см и казалась «каланчой» среди сверстников.

В техникуме начала заниматься спортом. Сначала – лыжами, а потом, когда сильно (до костей) отморозила все лицо, занялась баскетболом. Имею звание мастера спорта по лыжам, позднее получила «мастера» по баскетболу.

По окончании техникума распределилась в Горную Шорию, в поселок Одрабаш ( на станции Мундыбаш Кемеровской области). Ныне рудник выработан, и поселок не существует.

В 1958 году поступила в Магнитогорский горно-металлургический институт по специальности «Химическая технология твердого топлива, нефти и газа».  Работала по специальности на комбинатах г.Новотроицка, Новокузнецка, Магнитогорска.

С 1970 года в течение 19 лет работала в Магнитогорском горно-металлургическом институте начальником учебного отдела, вела преподавательскую работу на почасовой оплате.

С 1989 по 1991 годы была помощником народного депутата СССР по Челябинской и Курганской областям. Место работы: г. Москва, Верховный Совет СССР, комитет по науке и культуре.

В связи с распадом СССР вынуждена была вернуться в г.Магнитогорск на должность проректора в педагогический институт. Оттуда ушла на пенсию в 2009 году в возрасте 72 лет.

В 2011 году переехала в Томск, к детям. Около двух лет работала в музее «Мемориал- следственная тюрьма НКВД», потом успокоилась, стала настоящим пенсионером.

Имею двух детей, четырех внуков, одного правнука.