Анна Алексеевна Золотовская (Кононова)

Фото  
Фамилия имя отчество Анна Алексеевна Золотовская (Кононова)
Дата рождения Октябрь 1940г
Место рождения

(Область, населенный пункт)

село Колежма Беломорского района
Место проживания в момент начала войны село Колежма Беломорского района
Наличие медали «Дети войны» есть
Самое яркое воспоминание

 военных лет

 

 

 

 

 

Мне было 9 месяцев, когда началась война. Помнить о войне я, конечно, не могла. Но мой интерес и рассказы моих родных, особенно мамы, о моем младенчестве настолько врезались в мое сознание, что я все больше ощущаю, как свою память. И чем больше мне лет, тем эта память становится зримее. Словно я смотрю фильм о себе. Свой рассказ я назову «Дом».

Утро. В наш дом входят военные и предлагают нам быстро покинуть дом, так как по законам военного времени он переходит в собственность Красной Армии. Они помогают маме собрать вещи и относят их в карбас (большая лодка на Севере). Меня прямо в зыбке переносят в этот карбас. Дом живо раскатали, бревна пронумеровали и увезли на аэродром. Там он служил штабом 828 штурмового Свирского ордена Суворова авиаполка. А мы на лодке по многочисленным ручьям, соединяющим части села, переезжаем в другой дом, который нам дали…

Был август 1943 года. На севере в августе рано темнеет. Я то ли уже выспалась, то ли захотела «куда-то» (а «удобства» у Павлова были на сарае). Позвала старших – никого. Выбравшись из постели, босиком, в одной рубашонке вышла из избы. В сенях еще темнее, а обратно уже не вернуться – дверь не открыть. И, поплакав, пошла дальше, выбралась за другую

дверь. А там вверху – сарай, а внизу – двор, где обычно содержалась скотина, а вверху – сено. Но у старика не было ни того, ни другого. А был настил из гнилых досок и жердей. И я забралась на этот настил. Темно, холодно, под ногами шатко и больно. Уже реву громко. Сколько я там страдала – неизвестно. Однако был у меня ангел-хранитель – и не дал ребенку упасть и разбиться. Услышала мой плач соседка, бабушка Мурашиха (у нее фамилия была Мурашева). Она быстро поняла, в чем дело. Через огороды подошла к нашему сараю, окликнула меня и стала громко объяснять, как спуститься и подойти к туалету. Я, видно, была сообразительной и смелой девочкой и нашла путь к этой уборной. Бабушка оторвала гнилые доски, забралась в этот «нужник» и вытащила меня. А дальше, как в сказке: унесла к себе домой, вымыла, накормила и спать уложила. Утром хватились меня мои старшие и побежали искать. Брат с сестрой пришли к бабушке в слезах. Бабушка решила «поломать комедию» (так она потом маме и сказала):

—                           Чего ревете?

—                           Нюрка потерялась…

—                           Как потерялась? А вы-то где были? Вот мать придет с моря и задаст вам. Какие вы такие няньки, если сестру потеряли!

Вопли-сопли еще громче. А тут я проснулась. Подобных историй было не мало – обо всех не расскажешь.

 

Дополнительная информация, которую вы хотели бы разместить Материал предоставил партнер проекта Силаева Наталья. Город Томск.