Павлюк Анастасия Григорьевна

Фотография
Фамилия имя отчество Павлюк Анастасия Григорьевна
Дата рождения 22 августа 1944г.
Место рождения

(Область, населенный пункт)

Г. Сурск Пензенской области
Место проживания в момент начала войны станция Асеевская
Наличие медали «Дети войны» есть
Самое яркое воспоминание

 военных лет

 

 

 

 

 

Павлюк Анастасия Григорьевна родилась

в городе Сурске Пензенской области 22 августа 1944 года.   Во время войны её семья жила на станции Асеевская   Городищенского района. 

 «Всё для фронта, всё — для Победы!»  — таким был главный лозунг в тылу. Семья Нуянохиных, как и все в стране, помогала фронту, как могла.   Старший брат Анатолий   освобождал Беларусь, Польшу, Германию. Сержант погиб 30 апреля 1945 г., похоронен под Берлином. Отец Григорий Филиппович работал в прифронтовой зоне мастером на железной дороге. Он пропускал военные эшелоны. Дома был телефон — редкость в те годы. «Идёт поезд с танками…». Отец берёт большой фонарь с ручкой  и едет  на «тэдерке» ( транспорт вроде дрезины) срочно  проверять путь. Посторонних звонков нельзя было делать.  Мама Елена Степановна  зимой вместе с другими женщинами  ходила  с путей сгребать снег — такая у них была трудовая повинность.

    Ещё труднее – забота о большой семье. Порвалась юбка у сестры —  превратилась в пелёнку для  Насти. Пожуёт мама   кусочек хлеба, положит в марлечку   — вот и еда малышке. Старшие сёстры собирали вместе с мамой в поле оставшуюся там гнилую уже картошку. С крахмалом из неё варился брюквенный кисель, он получался кисло-сладкий. Рвали листья липы, сушили их, толкли и пекли лепёшки. На железной дороге после поездов собирали упавшую чечевицу, она крупнее других зёрен, её можно было просеять. До десяти лет Настя помнит себя голодной, хотя родители делали для семьи всё, что могли. Однажды мама повезла  в Трескино кое-какие вещи из дома и обменяла их там на картошку.  На обратном пути устала, села на салазки отдохнуть и стала замерзать. Хорошо, её встретил дядя Андрей Андрюшов, ехавший с такой же добытой картошкой. Он помог женщине встать, согреться и добраться домой.  После этого она заболела ревматизмом.

  Одежду детям мама шила сама. Из купленных на на Шуисте голенищ отец  мастерил валенки. У каждого ребёнка в семье были сделанные им лыжи.  Сёстры  любили кататься на «прутках» и  больших  самодельных салазках. На них ещё возили дрова. Тряпочная кукла  Насти спала в кроватке из ивы, которую тоже сплёл отец.

Дополнительная информация, которую вы хотели бы разместить После войны в семье появилась коровёнка, а потом и поросята. Серпом косили траву для коровы. Поросятам рвали конёвник и крапиву. С шести лет отец брал Настю и за ягодами, и за грибами, и сено убирать. За бересклетом надо было далеко в лес ходить. Отыскивали кустики, сдирали с корней кору и сдавали леснику.  Из неё делали резину. За несколько килограммов разрешали спилить сосну или берёзу. Пололи просо. Противный сорняк на него очень похож.В Асеевской после войны было много пленных немцев. Они валили лес, ремонтировали железную дорогу. Мать наварит чугунок картошки в мундире, несёт немцам, которые ели её прямо нелупленую.  Охранники не ругались на женщин, жалевших пленных.