Русских Валентина Леонтьевна

Фотография  
Фамилия имя отчество Русских (Семенюта) Валентина Леонтьевна
Дата рождения 1937-07-03
Место рождения г. Евпатория, Крымская АССР
Место проживания в момент начала войны г. Евпатория
Наличие медали «Дети войны» Нет
Самое яркое воспоминание военных лет Как началась война – не помню… К тому времени мне было только около 4-х лет. Но День освобождения Евпатории от немецко-фашистских захватчиков, 13 апреля 1944 года, навсегда останется самым ярким событием военных лет!
Это был теплый солнечный весенний день. Бой за освобождение города начался ранним утром. И уже через несколько часов наши бойцы с триумфом въезжали на площадь Театральную в центре города. Повсюду были слышны радостные и приветственные возгласы горожан, крики «Ура! Победа!»
Помню, как мы босые (наверно из-за отсутствия обуви), по траве, со всех ног бежали на площадь к нашим освободителям, несли им ветки сирени. А они подхватывали нас, детей, расцеловывали и усаживали на танки и другую военную технику. И повсюду была радость! Радость победы и освобождения от долгой и жестокой, изматывающей оккупации! Слезы счастья и гордость за наших армейцев! Это непередаваемые чувства! Забыть такое невозможно никогда!
Дополнительная информация, которую вы хотели бы разместить Вспоминать о войне и годах оккупации всегда сложно, без слез невозможно! Это годы постоянного страха, тягот и трагедий…
Всех молодых мужчин забрали на фронт. Мой папа к началу войны был уже пожилым человеком, его оставили.
Каждую ночь мы прятались в подвале. Есть было нечего. Хлеб выдавали только на детей. На свидетельстве о рождении до сих пор стоят об этом отметки. Когда мама ходила на сбор хлопка и кукурузы, тогда у нас появлялось немного хлопкового масла и небольшое количество кукурузных зерен. Родители растирали зернышки в ступке и варили из этого суп. Крайне редко в нашем дворе появлялись рыбаки, предлагали рыбу. Одежды тоже практически не было. В теплое время года ходили босиком, а на зиму мама шила байковые бурки.
Помню, как осенью 1941 года забирали в плен моих старших сестер. Их поместили в деревянный вагон, рядом стояло оцепление. Я плакала и все пыталась прорваться сквозь этот кордон к своим сестричкам, а немцы натравливали на меня собаку. А потом и вовсе сказали моей маме: «Заберите девочку, или мы ее расстреляем!»
А потом в январе 1942 года чуть не расстреляли моего отца. После высадки и штурма города десантом Красной Армии, немцы ходили по улицам – дом за домом, двор за двором, и сгоняли всех мужчин к зданию гестапо. А там распределяли их на 2 части: одних потом отпустили, а других впоследствии расстреляли на Красной горке. Отец попал в очередь на расстрел, но каким-то чудом ему удалось спастись. После этого, папу прятали и постоянно боялись, чтобы за ним вновь не пришли.
А осенью 1944 года я уже пошла в 1 класс. Несмотря на все тяготы, отсутствие учебных принадлежностей, желание учиться и приносить пользу своей Родине было огромным!
Категория Дети в оккупации