Белая Клавдия Степановна

Фото  
Фамилия имя отчество Белая Клавдия Степановна 
Дата рождения  декабрь 1939года
Место рождения

(Область, населенный пункт)

Хутор Курдюки,  Терская область
Место проживания в момент начала войны Хутор Курдюки,  Терская область
Наличие медали «Дети войны» Декабрь 1939г
Самое яркое воспоминание

 военных лет

 

 

 

 

 

Моя семья, когда началась война, жила в маленьком хуторке Курдюки на Кизлярщине.
Отец ушел на фронт в первые дни войны. Нас осталось трое у матери на руках. Старшему брату было 6 лет, сестренке 4 годика, а мне 7 месяцев. Как рассказывала мама, отец был немного грамотным по тем временам, и главным его наказом матери было: «Береги детей и учи их. Война, судя по всему, быстро не кончится, да и вернуться не всем придется».
У нас была начальная школа, я ее хорошо помню: неплохое деревянное здание на два класса, занятия в две смены, и крохотная библиотека.
Был в селе небольшой клуб, где уже в конце войны крутили фильмы. Был детский садик или, как назывался он тогда, ясли. Этот период я уже помню хорошо. Основным занятие для детей 5-6 лет было хождение за лебедой в конец села. Из нее варили еду. Не знаю даже, как называется это блюдо. Помню вкус  горько-солено-кисловатый, но ели все наперегонки.
Похоронку на отца получили в конце 1944 года. Чувств никаких не помню, но хорошо пом-ню заплаканные лица матери, бабушки и брата, который горько плакал и кричал, что убьет всех немцев.
Мать работала дояркой и конюхом одновременно, а мы, дети, в летнее время – пастухами.
В наши края немца, слава богу, не пустили, и мы не голодали, выжили, но горя хватило с лихвой. Но все друг другу помогали, делились всем, чем могли.
Выполнила мать и наказ отца. Во-первых, она сама научилась читать и писать, но все буквы писала заглавными.
 Рядом с нами жила моя учительница Анна Максимовна. Мама ходила вечерами к ней и брала уроки. Она переписывала у других женщин молитвы в тетрадь и читала их вечерами нам, чтобы отец вернулся с войны живым.
Эта тетрадь до сих пор хранится у меня. Есть в этой тетради молитвы «От раны», «От пули», «Спаси и сохрани». Я носила эту тетрадь, уже пожелтевшую, в нашу Калиновскую школу, показывала и читала ученикам.
Дополнительная информация, которую вы хотели бы разместить После войны мы, дети, как наказывал отец, учились и работали, нашли свое место в жизни.
Мы, люди того времени и поколения, были немного наивные, чего-то недопонимающие, но честные в делах и помыслах, с чистой душой и готовые в любой момент придти на помощь нуждающемуся.
Отношения были искренними, доверительными. Я не больна ностальгией —  достаточно у меня других болячек. Я вполне современный человек. Несмотря на возраст, люблю сегодняшнюю молодежь, умею находить с ней общий язык, знаю их запросы.
«Душа в душу, глаза в глаза» — вот так сегодня надо общаться с молодежью, но при этом самому нужно быть правдивым, чтобы тебе верили. Сегодня в этом мы проигрываем, честность и правдивость подменены другими ценностями.