Филиппова Алина Степановна

Фотография
Фамилия имя отчество Филиппова Алина Степановна
Дата рождения 21 ноября 1937 год
Место рождения

(Область, населенный пункт)

Село Торбеево Мордовской республики
Место проживания в момент начала войны Село Торбеево Мордовской республики
Наличие медали «Дети войны» Есть медаль «Дети войны»
Самое яркое воспоминание

 военных лет

 

 

 

 

 

Родилась Алина Степановна 21 ноября 1937 года  в селе Торбеево Мордовской  республики.

Отец – Филиппов Степан Кононович 1910 года рождения. Уроженец города Полоцк в Белоруссии. Отец воспитывался в детском интернате и своих родителей не помнит, они погибли во время гражданской войны. Так, он вместе с братом Володей оказались в интернате, который открыла и содержала владелица того поместья, где и располагалось это благотворительное детское учреждение. Все дети её  любили как самого дорого человека — маму. Они вспоминают, как  она  учила их делать игрушки из лоскутиков, носки зашивать и штопать… Учила быть в жизни самостоятельными, ответственными и добиваться  поставленной цели; учила быть к людям добрыми и отзывчивыми… Неравнодушным она была человеком и за каждого своего воспитанника переживала.  Отец Алины Степановны по её совету поступил в автодорожный техникум в городе Минске. И когда был на каникулах,  то всегда навещал  свою наставницу  и был благодарен ей за заботу и доброту.

Брат отца Алины Степановны — Володя в мирное время перед войной был директором клуба в воинской части. По доносу он был арестован, но когда началась  война,  многих  осужденных   из  тюрьмы  выпустили. Так и Владимир сразу после освобождения  попал в штрафбат и на передовую, в приграничную  зону. Во время жестокого сражения гарнизон был разгромлен. Уцелевшие солдаты стали поодиночке  пробираться в глубь страны, домой. Володя пришёл  в свой родной город,  который был уже под оккупацией фашистской армии.   Жена Володи Анна встретила его  со словами: «Надо кормить семью, иди и  ищи работу,  и при немцах можно работать…» Он ушёл, а  на следующий день его нашли убитым на улице…     Кто мог его убить – немцы или свои, те,  что вышли по амнистии из тюрьмы — остаётся  открытым вопрос  и  до настоящего времени.  В семье  у него было 3 детей- 3 доченьки. Младшей, Нине, на тот момент  было всего 4 года, но в памяти её  сохранился весь ужас оккупации. Помнит Нина, как их хотели отправить в Германию на принудительные работы, обещая «светлую жизнь». Но этой отправке помешали наши войска, подходившие к городу. Тогда немецкое командование в спешке стали готовить массовое уничтожение людей — газовые камеры и крематорий. Помнит маленькая Нина, как её  мама вместе с дочками  стояли  в большой очереди таких же людей как они…. А впереди были видны трубы,  из которых шёл черный дым… И  все понимали, и маленькие и взрослые, куда эта очередь, в какую «светлую и счастливую жизнь». Эту вереницу в рай остановили бойцы   нашей  армии! Наступающие войска прекратили кошмар для мирного населения. Этот день Нина запомнила на всю жизнь, как второй день рождения. Вот такие воспоминания рассказывала Нина своей двоюродной сестре Алине.

Мама Алины Степановны – была родом из села Соловцовка Пензенской области. Брат у неё был секретарём райкома в Белоруссии. До войны  в 1933-1934 годах она переезжает к своему брату и работает в отделении связи на коммутаторе. Здесь же она познакомилась со своим будущим мужем. А когда началась война, то вся семья Филипповых уже живёт в селе Кондоле Пензенской области.

В памяти Алины Степановны на всю жизнь  остались два дня – день, когда объявили войну и день Победы. По репродуктору голос диктора сообщал о вероломном нападении фашистской  Германии. Застывшие мгновения врезались в детское сознание, как старшая сестра Люда стояла рядом с мамой, вцепившись в  подол юбки, а Алина на руках у папы.  В доме воцарилась на время тишина, не знали, что делать  и что сказать…

В годы войны отец работал на руководящей должности в дорожном отделе при райисполкоме и преподавал военное дело в школе. В 1944 году вся семья переезжает на освобождённую территорию Украины, в Куйбышевский район. Там отец устроился  начальником дорожного отдела при райисполкоме. Надо было восстанавливать  разрушенные мосты и дороги, хороших специалистов не хватало. В местной школе, куда  ходила  учиться Алина, одноклассники рассказывали о зверствах немцев и бендеровцев во время оккупации. Ребята вспоминали, как они прятались от фрицев. Уходя, они всё поджигали за собой – людей, жилые дома,  общественные здания… Мальчишки, убегая от этого ужаса, зашли в камышовые заросли в реке.  Взяв камышовые тростинки в рот, погрузились под воду, чтобы быть не заметными. Дыша через эти трубочки, они переждали  варварское отступление врага, сохранив себе жизнь.

 Вскоре отца переводят в Западную Украину. И здесь всё сами смогли испытать и увидеть жестокость бендеровцев на уже освобождённой территории. Эти предатели Родины  были не нужны отступающим немцам. А свои соотечественники никогда не смогут  им простить бесчеловечности, жестокости … Их  ждал  арест и тюрьма до приговора. И чтобы избежать всего этого, они, объединившись в группировки, ушли в подполье. Жили в пригородной черте и занимались  разбоем.

  В конце 1944 года отец Алины Степановны ушёл добровольцем на фронт. А вся семья переезжает в Кондоль, на малую родину.  Отец на фронте был командиром пехотной роты, он вёл бойцов за танками. Наша армия уже  с боями шла по городам Западной Европы. Однажды, войдя в один из таких населённых пунктов, по нашим танкам стали стрелять  из окна дома. И тогда было принято решение – въехать  в дом.  Танк, разрушив  стену, оказался в большой просторной комнате. Солдаты  увидели, как живут  люди  в других  странах. Не удержавшись, они  взяли на память  некоторые предметы.  Отец привёз своим дочерям кофейные фарфоровые чашки, бисерный           воротничок, а для дома – скатерть. Девочки не видели с роду таких маленьких чашек, поэтому  и  приняли их за посуду  для кукол. Так и играли девочки в трофейные  чашки…

Второй день, самый  запоминающийся для маленькой Али – это День Победы.  Когда объявили о Победе нашего народа, нашей армии над врагом стояла тёплая погода, светило яркое солнце. Помнит, как по дороге увидели приближающуюся легковую машину. В ней ехали мужчина и женщина – военнослужащие. Они остановились и вместе с  семьёй Филипповых  отметили этот праздник за общим столом.  Отварили картошки, а гости достали из машины офицерский паёк – хлеб, консервы и бутылку водки. 

Обрывки памяти восстанавливают  события давно минувших лет… Помнит маленькая Алина, как с ними жила семья, эвакуированная из Ленинграда…  Как над  кондольским небом сбили  немецкий самолёт, а  уцелевшего пилота, взяв в плен, везли стоя на бортовой машине в Пензу.

В  Городище семья переехала в 1951 году. Помнит немецкое кладбище, которое находилось на окраине Городище, в черте  деревообрабатывающего завода. Здесь ровными рядами  располагались могилы пленных немецких солдат, которые работали на строительстве дороги в районе.  Аля, часто гуляя по городу, приходила на  это кладбище и разговаривала с  похороненными немецкими военнопленными, как с живыми: « Зачем вы послушались своих командиров, зачем пришли к нам воевать…» Немецкие  военнопленные, перейдя на новый участок дороги,  сначала строили себе дом, в котором они жили. Так вот, Алина Степановна  живёт в доме, который построили немцы. Сохранились  даже ставни на окнах с тех времён. Весь дом – это напоминание о войне и послевоенном времени каждый день, каждую минуту. Обозлённости в душе нет, есть  только жалость к ним. Вот она русская душа – всепрощения, миролюбия и доброты. Качества сильных людей, победителей.

Дополнительная информация, которую вы хотели бы разместить Записала воспоминания и обработала руководитель клуба «Дети войны» при краеведческом музее города Городище

Видинеева Ирина.