Плотникова Валентина Васильевна

Фотография  
Фамилия имя отчество Плотникова Валентина Васильевна
Дата рождения 1938-06-17
Место рождения Камчатка село Тигиль
Место проживания в момент начала войны Камчатка село Тигиль
Наличие медали «Дети войны» Да
Самое яркое воспоминание военных лет «Моя мама родом с Алтайского края, на восток скотину перегоняла. Во Владивостоке встретила папу, он с Украины. Поженились и завербовались на Камчатку. Я была вторая в семье, старше меня сестра Люба. В войну нас двое и было, а уж после войны два брата народились. Село наше большое: и почта, и больница, и школа, и милиция – всё было. Дома у всех деревянные с огородом и стайками. Мне только 3 исполнилось, когда война началась. Потому воспоминания отрывочные. Мама говорила, что их взрослых уже 23 июня в 1941 в Палану увезли. Папа на фронте не был по здоровью, он с другими копал окопы от японцев. Это потом, когда я выросла, разобралась, зачем рыли эти окопы. В связи с близостью военных баз Японии готовились к возможному участию в боевых действиях. Люди стояли все эти годы по колено в грязи, в холоде, но не бросали свои рабочие места. Они тоже ковали Победу. Одновременно строились большие бомбоубежища у крупных предприятий, школ и в местах возможного скопления людей. Не менее сложные работы оборонительного характера производились на территориях предприятий. На такие работы и уезжал наш папа.
А в селе женщины, дети да старики. Наши женщины обрабатывали рыбу, выращивали картофель, овощи, развивали животноводство молочного и мясного направлений. Это необходимо отметить особо, потому, что население Камчатки обязалось производить сельскохозяйственные продукты на месте, чтобы северный завоз с материка был минимальным. Работали, что говорится, на износ — от темна и до темна.
Я из детства помню больше картошку, капусту и пшено. Картошку на грядках выращивали, капусты прорву садили. Мама даст нам мешочки, и мы в кочки за колбой сами ходили. А комарей ух! сколько было! Карточная система была в войну, нас раным-рано мама поднимала и в очередь за хлебушком, а потом по кусочкам разрезали так, чтобы каждому досталось. Мама в 5 часов уж на работу убегала.
На Камчатке рыба-то какая? Голец, кета. Масла не было, так её отваривали и с картошечкой, а на десерт маленький стаканчик кедровых орешек! Цинги чтоб не было! Собирали ягоду да помногу: бруснику, жимолость, голубику. Бруснику собирали перед заморозками, в бочке водой заливали. Вот спичек, соли, мыла в обрез. Часто совсем не было. Так мылись мы щёлоком, хорошо берёзовый лес недалеко был. Света тоже не было в войну. Корова у нас была, даже и не знаю, когда мама успевала с ней управляться. И ведь с покосами трудно было. Но корова – кормилица наша. Соседи друг другу всегда помогали, нам с сестрой, когда одни были, на подмогу соседский мальчик прибегал. Мы не видели лука там, лапши никогда в войну не ели, никто в селе не держал кур, гусей, свиней. Суровый край – Камчатка. Сыро очень. В июне в валенках с калошами ходили порой.
Хорошо помню, как с самолётов скидывали посылки американские с вещами. Вещи эти раздавали, что кому достанется. Помню: Любе оранжевое пальто и шляпка досталась, мне платьице и безрукавка. А из больших белых мешков, в которых упаковано было всё, мама нам нашила рубашек. Машинка у нас была. Обязательно большие клетчатые шали у всех детей имелись – наши мамы в них нас укутывали на улицу, это самая носимая одежда от холодного ветра. А вот валенки у нас в 45, когда я тоже в школу пошла, были одни на двоих. Одну из нас тогда провожал кто-нибудь, валенки нёс домой, а потом в них же в школу вторая отправлялась.
На Камчатке коряки, чукчи, эвенки жили. Как же дружно с русскими все они были. Оленей разводили. Помню: «Манюня» — «здравствуй», так они говорили. Вот эту фразу помню: — Дай соли, копыта посолить.
9 мая узнали о Победе из радио. Где только цветов набрали, но на площади народ с цветами собрался. Плакали, смеялись. Женщин в чёрных косынках много было, их «чернокосыночницами» называли. У них погибшие на войне были… Коряки на оленях, на лошадях приехали. И танцевали они, ох! и красиво!
А в сентябре 45-ого я в школу пошла. Помню учительницу свою в чёрном платье с белым воротничком. Красивая!!!После всего пережитого в войну школа, как праздник, была!»
Дополнительная информация, которую вы хотели бы разместить  
Категория Дети в тылу